СЭНДПЛЕЙ-ТЕРАПИЯ КАК ПОМОЩЬ СТУДЕНТАМ-ПЕРВОКУРСНИКАМ В АДАПТАЦИИ К ВУЗУ

Елена Гришина Дарья Стефанович


Ключевые слова. Количественные исследования, качественные исследования, анализ конкретного случая, клиентский случай, адаптация первокурсников, Сэндплей-терапия.

Хотя исследования процесса и результатов психотерапии предпринимаются уже на протяжении без малого ста лет, основными методами исследования в области глубинной психотерапии – классического психоанализа, юнгианского анализа, юнгианской песочной терапии и т. д. – остаются качественные методы, в частности, анализ клиентского случая. Тем не менее, интерес к количественным исследованиям с стороны представителей глубинных направлений психотерапии неуклонно растет, и таких исследований становится все больше. В статье представлены результаты качественно-количественного исследования эффективности Сэндплей-терапии в качестве метода помощи студентам-первокурсникам в адаптации к вузу. Психологи, работающие в вузах, подтвердят, насколько проблемным может быть этот важный период в жизни студента – есть много факторов, осложняющих начало высшего профессионального обучения, хотя от него во многом зависит и психическое благополучие студента, и успешность его дальнейшего обучения, и во многом профессиональное и личное будущее. Мы с большим сожалением можем вспомнить целый ряд трагических случаев, когда бывшие неблагополучные ученики или студенты устраивали страшные расправы в учебных заведениях. Помощь первокурсникам в адаптации служит в том числе и профилактикой таких трагедий. Исследование показало, что песочная терапия – эффективный способ оказания такой помощи, что было подтверждено количественными данными и статистическими методами их обработки. В статье описаны результаты количественного исследования, а также приведена виньетка клиентского случая одной из его участниц. В этой небольшой виньетке описано только начало и завершение длительного, трудного и красивого личного процесса, но она служит иллюстрацией и примером тех колоссальных изменений во внутреннем мире участников исследования, которые стоят за сухими цифрами данных опросов и их статистической обработки.