О Sandplay

Песочная терапия представляет собой необычную, но эффективную технику психологической работы с детьми и взрослыми.

 

 

Песочная терапия это одна их техник юнгианского анализа, являющаяся разновидностью активного воображения. В статье «Трансцендентная функция» Юнг пишет, что задачей активного воображения является установление контакта между сознательной личностью и субъективным внутренним миром образов. Этот процесс может принимать самые разные формы: медитативные фантазии, рисование, работа с пластическим материалом, автоматическое чирканье или письмо, диалоги с внутренним «Другим» и даже форму танца и музыки.

В Sandplay  - песочной терапии  клиенты создают трехмерные сцены, картины или абстрактные узоры в специальном лотке определенного размера, используя песок, воду и большое количество миниатюрных реалистичных фигур.  Sandplay позволяет отобразить  материально в трехмерном виде недооформленное, бессознательное содержание внутреннего мира клиента.

Теоретическими предпосылками Sandplay являются положения концепции Юнга о Самости как о внутренней саморегулирующей системе, направляющей и питающей процесс развития личности от рождения и до конца жизни. В случае если проявление Самости было кардинально нарушено вследствие внешних влияний, таких как война, болезнь или отсутствие понимания со стороны окружения во время раннего развития ребенка, психика не может развиваться.

С другой стороны эволюция современного сознания нередко приводит к тому, что Эго начинает излишне  доминировать в личности человека, особенно на западе. Это нарушает природный баланс психики, такое раздутое Эго становится уязвимым для воздействия эмоционально заряженных комплексов, возникающих как компенсация этого искажения. Юнг постулирует  важность восстановления  верного отношения Эго к Самости.

Клиническими предпосылками Sandplay являются работы детских психотерапевтов  Маргарет Ловенфельд и ее последовательницы Руфь Бауэр. Ловенфельд впервые применила песочницу в 1929 г., в игровой психотерапии с детьми. Она придавала большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную игру с различными предметами и куклами (Mitchell and Harriet S.Friedman, 1994).

Другие детские психотерапевты, такие как Мелани Клейн, Анна Фрейд и Дональд Винникотт подчеркивали значение игровой деятельности ребенка в качестве средства невербальной коммуникации.

В то же время сам Юнг в своей автобиографии  Воспоминания, Мечты, Размышления, описывает как в 1912 году он обнаружил для себя эффективность исцеления игрой. После его разрыва с Фрейдом, Юнг пишет, что он очутился в крайне растерянном внутреннем состоянии, что у него не было сил не для анализа своих снов, ни для пересмотра своей жизни. Он решил представить себя импульсам бессознательного, и делать все, что приходило ему в голову.

«Этот момент стал поворотным в моей судьбе, но я отдался этому  процессу только после бесконечных сопротивлений и с чувством поражения. Это был до боли унизительный опыт, того  что тогда ничего нельзя было сделать кроме как играть в детские игры».

Юнг  сообщает, что он играл регулярно и всерьез день за днем с землей и камнями на берегу озера Цюрих:

В ходе этой деятельности мои мысли прояснились, и я был в состоянии понять фантазии, которые присутствовали во мне, и которые я смутно чувствовал. Естественно, я подумал о значении того, что я делаю и спросил мое Я:   «Что сейчас происходит? Я  строю небольшой город, и делаю это, как если бы это был обряд!” У меня не было ответа на мой вопрос, только внутренняя уверенность, что я был на пути к открытию моего собственного мифа. Эти построения, игра были только началом, они выпустили поток фантазий, которые я потом тщательно записал».

Это в конечном итоге привело к его признанию и высокой оценке фантазии как, “...матери всех возможностей, где, подобно всем психологическим противоположностям, внутренний и внешний миры соединяются вместе в живой союз”.   (Юнг, Воспоминания, сновидения, размышления, 2003).

Как юнгианская техника Sandplay была разработана швейцарским юнгианским детским психотерапевтом Дорой Калфф после того, как в 1956 г. Юнг посоветовал ей изучить песочную терапию в Лондоне лично у Ловенфельд. Калфф шесть лет обучалась в цюрихском Институте Юнга. Она дополнила технику Ловенфельд юнгианским подходом и своим глубоким знанием восточной философии.

Она заметила появление в песочных работах своих клиентов округлых изображений, согласующихся с наблюдениями Юнга и "символизирующих совершенство и совершенное бытие", а также квадратных образов, "появляющихся при достижении психической целостности".

Утверждение Калфф о том, что в процессе песочной терапии отражаются стадии психического развития человека, находит теоретическое обоснование в работах юнгианского аналитика Эрика Нойманна.

Благодаря работам Доры Калфф песочная терапия была представлена в качестве составной части аналитического процесса, конкретной формы метода "активного воображения" Юнга

 

Автор: Кучерявенко А.

2020-03-18_09-06-58.png

Пионер в песочной терапии, психолог Дора Калфф, рассказывает о песочнице, демонстрирует и анализирует некоторые из картин ее пациентов. Фильм был снят в Швейцарии в 1972 году.

2020-03-18_09-06-39.png

Сертифицированные Сэндплей-терпевты STA / ISST рассказывают в этом 30-минутном видео о песочной терапии

История развития ISST 

(Международного Сообщества Сэндплей Терапевтов)

 

Основательницей метода песочной терапии, а в дальнейшем и Международного Сообщества Сэндплей Терапевтов ISST была Дора Калфф, которая жила и работала в Швейцарии. Калфф объединила в этом подходе метод глубинной психологии Карла Юнга и метод «Техника Мира» Маргарет Ловенфельд. Объединение этих двух методов не только дало инструмент, адаптированный к работе с детьми, но также добавило к юнгианской психологии стихию земли и привлечение физической активности через манипуляцию с песком. В 1966 году была издана книга "Сэндплей: психотерапевтический подход к психике. Сэндплей метод стал постепенно известен за пределами Швейцарии. Дора Калфф преподавала этот метод, как в Европе, так и в Америке и Японии.

Со временем возникла необходимость обеспечить более формальную структуру для обучения и практики Сэндплей терапии. Так международная группа, которая собиралась регулярно в доме Доры Калфф в Цюрихе, решила организовать Международное Сообщество Сэндплей терапии. Сообщество было основано 13 августа 1985 года четырнадцатью членами: Дора Калфф, Kaspar Kiepenheur (Швейцария), Estelle L. Weinrib, Кей Брэдвей (Америка), Paola Canducci, Andreina Navone (Италия),Joel Ryce-Menuhin (Великобритания), Hayao Kawai, Yasuhiro Yamanaka, Kazumiko Higuchi (Япония). Большинство основателей были юнгианскими аналитиками.

История ISST является подходящим доказательством преодоления культурных различий. Регулярно организация ISST организовывает международные конгрессы по всему миру для обмена профессиональным опытом Сэндплей терапии. Конгрессы ISST проходили в Англии, Америке, Канаде, Германии, Японии, Италии и Швейцарии.

В результате усилий и неутомимой работы Доры Калфф были созданы национальные сообщества ISST, которые позволяют создавать конкретные структуры, адаптированные к особенным национальным потребностям. В настоящее время организация ISST насчитывает 16 Национальных Сообществ ISST: в Америке, Бразилии, Великобритании, Германии, Гон-Конге, Израиле, Италии, Китае, Канаде, Южной Корее, Литве, Нидерландах, Тайване, Швейцарии, Японии, в них более 400-х сот международных членов ISST. Кроме того, в каждом национальном сообществе есть члены местных сообществ. Так, например, Японское национальное сообщество насчитывает 2050 членов, 19 из которых являются членами Международной организации ISST.

В России в настоящий момент – 3 члена ISST и мы надеемся, что вскоре будет создано Национальное Сообщество.

Немецкое, Американское, Итальянское и Корейское Сообщества регулярно издают журналы со статьями местных специалистов и других ISST сообществ.

В пределах русскоговорящего пространства знакомство с песочной терапией имеет большую историю, хотя и проводилось довольно стихийно: по запросу интересующихся методом специалистов. Обучающие члены ISST приезжали в  Россию, Украину, Казахстан с лекциями, семинарами, проводили вебинары и т.д.

  • Барбара Тернер Москва 2013 – 2015

  • Международный тренинг Швейцарской ассоциацией песочной терапии 2012-2014

  • Рут Амман Санкт-Петербург 20Wix.com14

  • Берт Мельцер, Рина Порат Москва 2015

  • Александр Эстерхайзен Москва, Санкт-Петербург 2015

  • Джун Атертон Санкт-Петербург 2016

  • Недельный интенсив обучения песочной терапии (ITW) в Риге (Латвия) в августе 2016

  • Школа Сэндплей терапии в Иерусалиме (Израиль) в декабре 2016

  • Рут Амман Санкт-Петербург 2017

  • Александр Эстерхайзен Санкт-Петербург 2018

  • Лекции Бетта Мельцера в рамках фестиваля песочной терапии в 2018

  • Лекции Михаль Трударт Киев 2018

  • Лекции Йорга Раша Киев 2018
    Лекции Ленор Штейнхард в рамках фестиваля песочной терапии в 2019

  • Недельный интенсив обучения песочной терапии (ITW) на Мальте в июле 2018

  • Школа Сэндплей терапии в Иерусалиме (Израиль) в декабре 2018

  • Международный тренинг в Москве и Турине (Италия) 2017-2019

  • Конференция по юнгианскому анализу детей и подростков Москва апрель 2019

 

В настоящее время в России работают три обучающие программы по стандартам ISST:
- ведущая Вера Щербакова (Латвия) в Москве 2018 - 2020.
- ведущая Ольга Липадатова (Канада) в Москве 2020 – 2022

- ведущая Анке Сейтс  (Германия) в Кемерово 2020 – 2022

Автор: Новгородова Ю.

 
© 2019 Сайт создан в Wix.com
  • Facebook - черный круг